Уверен, что каждый из вас согласится, что рассказывать новости, ну, уж совсем разухабистым языком нельзя. У нас есть какие-то формулировки, от которых мы не можем отойти: «заявил», «утвердили», «по предварительным данным» и т.д.. В тематических программах у нас есть возможность поговорить с человеком на его языке.

новости и программыОпределенная прелесть новостной программы именно в этом и есть. Считается, что так и должно быть, мы даем возможность человеку отдохнуть от этого официального, иногда непонятного языка, но, вместе с тем, даем ему информацию. Например, новостники используют вообще разговорный язык, со всеми разговорными фра­зами, которые у нас могут быть. И даже в написанном тексте, когда это вы­кладывается на сайт, это все остается, я не вижу в этом ничего страшного. Пусть они знают, что мы тоже люди, мы тоже нормально можем разговари­вать.

 

Существенный момент — в программах повествовательных есть также возможность приводить свою точку зрения, свое мнение насчет того или иного события.

Мы не можем этого делать в новостях, этого даже не стоит делать в аналитических программах. Наша главная задача — рассказать людям, что произошло, не давая этому никакой собственной оценки. Но ко­гда мы рассказываем про битву у Фермопил, мы вполне можем сказать, что мы думаем про персов или греков.

Это не та тема, где надо упираться в радийную и новостную этику.

Программа по-другому заиграет, когда человек расскажет то, что наболело. В истории много параллелей с современной ситуацией , особенно в российской истории, очень много может быть иносказаний. И вот здесь мы можем высказать свое мнение по поводу схожести ситуаций — нынешней и той, что случилась 300 лет назад. Тематические программы да­ ют нам такую возможность, и это надо использовать вовсю.

Так же, как и в новостях, а в тематических программах еще больше, на­до уделять внимание человеческим историям.

Это аксиома, что людям интересно то, что происходило с людьми. В тематических программах любую тему можно свести к человеческим историям, можно вывести какие-то личные качества какого-то.конкретного деятеля, какого-то конкретного человека, либо конфликты людей или семейные отношения. Это всем интересно, потому что это про человека и потому что люди были всегда такими, какие они есть сейчас, а сейчас они такие, какими были всегда. Поверьте, от этого ваша программа только выиграет!

Форматирование внутри программы.

На Радио при изготовлении программы надо всегда помнить, что человек это не читает, человек это слушает. И у него нет возможности вернуться назад, перечитать фразу, которую он не понял, просмотреть текст и еще раз для себя его уяснить .

Поэтому нам надо как можно проще делать ситуацию для людей в плане восприятия этого текста. Для простоты восприятия, даже ес­ли это один текст на одну тему, его надо разбивать на смысловые куски, на какие-то абзацы, на маленькие подметки и между ними делать паузу. Такую коротенькую паузу с выводом музыкальной подложки, чтобы она погромче звучала, — слушатель понимает, что один кусочек закончился и сейчас пойдет второй.

Программы не новостного типа.

В этом же смысле надо избегать большого количества имен, дат, названий, которые на слух совершенно не воспринимаются. Одно-два име­ни и не больше, кроме совсем известных, которые ассоциируются с конкретными людьми. Нужно избегать вот таких вещей, которые засор ют ухо слушатель не знает этого имени, пытается понять, кто это, и пропускает весь ваш следующий текст, теряет нить повествования.

На музыкальных радиостанциях наша задача — развлекать человека.

Мы не Би-Би-Си, нам не надо его образовывать, нас слушают для того, что­ бы заполнить какой-то фон, будь человек на кухне, в машине или в офисе. Ему надо прослушать, хихикнуть про себя и забыть услышанное , может быть, навсегда. И если я буду знать, что моя программа понравилась челове­ку, но, прослушав ее, через пятнадцать минут он уже не вспомнит то, о чем я ему рассказывал, — я буду вполне доволен. Наша задача, чтобы эти три ми­нуты, когда идет текст, слушателю было бы интересно, но при этом он про­ должал бы делать свои дела и чувствовал себя комфортно.  И уж точно не надо никаких поучений, никаких фраз типа «как вы знаете»!

Никто ничего не знает, по большому счету. Не надо поучать, не надо обучать, а надо развлекать — это главный принцип тематических программ, это основное, и если об этом не забывать
— все получится!

На какую аудиторию нужно ориентироваться, создавая тематические программы?

Ориентироваться на человека, который ничего не знает вообще. У нас узко специализирован­ное общество, нас научили нашей профессии, и все, что выходит за нашу специализацию, для нас белый лист. Мы работаем не для вундеркиндов и энциклопедистов, об этом не стоит забывать.